ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
1) физические нагрузки по самочувствию
2) организовать гипоаллергенную среду (+)
3) кормление со сниженным калоражем
4) расчет температуры воды при купании
Верный ответ — организовать гипоаллергенную среду . В обучении пациентов с бронхиальной астмой ключевая цель — устойчивый контроль над заболеванием за счёт минимизации контакта с триггерами (домашняя пыль, клещи, плесень, шерсть, пыльца, табачный дым, резкие запахи). Это прямо снижает частоту дневных симптомов и ночных пробуждений, уменьшает потребность в быстродействующих бронходилататорах и риск обострений. Остальные пункты не относятся к обязательным задачам школы астмы : физнагрузки не запрещены и подбираются индивидуально при хорошем контроле, специального снижения калоража без показаний не требуется, а расчёт температуры воды при купании не влияет на контроль астмы.
| Компонент гипоаллергенной среды | Что делать | Зачем | Частота/примечание |
|---|---|---|---|
| Пылевые клещи | Чехлы на матрас и подушки, стирка постельного при 60 °C | Снижение аллергенной нагрузки (Der p/f) | Стирка 1 раз в 1–2 недели |
| Уборка | Влажная уборка, пылесос с HEPA | Уменьшение пыли и аэрозолей | 2–3 раза в неделю |
| Плесень и сырость | Ремонт протечек, обработка антиплесенью | Исключение спор грибов | По мере необходимости |
| Курение | Полный запрет дома и в машине | Табачный дым — мощный триггер | Постоянно |
| Питомцы | Исключение доступа в спальню, частое мытьё/уход | Снижение экспозиции эпителия/перхоти | Мытьё 1–2 раза/неделю |
| Пыльца (сезон) | Закрытые окна в пик, фильтры в авто/доме | Снижение поступления аллергенов | В сезон пыления |
| Запахи/аэрозоли | Избегать чистящих средств с резким запахом, духов | Ирритант-индуцированная бронхоконстрикция | Постоянно |
| Вентиляция | Кухонная вытяжка, проветривание без сквозняков | Снижение дымки, паров, NO₂ | Ежедневно |
| Температура и влажность | Влажность 40–50 %, избегать перегрева | Меньше клещей и раздражения дыхательных путей | Контроль гигрометром |
| Физическая активность | Разминка, ингалятор с собой, тренировки при контроле | Профилактика бронхоспазма, поддержка выносливости | По плану, не по самочувствию при плохом контроле |
| Лекарства и техника | Обучение ингаляционной технике, план действий при обострении | Оптимальная доставка препарата и самоконтроль | Проверка на каждом визите |
| Питание | Сбалансированно; диеты — только при подтверждённых пищевых триггерах | Избежать дефицитов и ложных ограничений | Постоянно |
Итог: обучение фокусируется на контроле триггеров и правильной ингаляционной терапии; это и есть гипоаллергенная среда как базовая задача школы астмы.
